Как выбрать лодочный мотор?
Характеристики будущего мотора связаны не только с лодкой — её размерами, формой корпуса, грузоподъемностью и вместимостью, высотой транца. Значение имеют и личные предпочтения — готовность смешивать бензин и масло, возить с собой канистры с запасом топлива, довольствоваться ручным запуском и управлением.
Чтобы найти «золотую середину» и удачно выбрать лодочный мотор нужно исходить из всех параметров:
- Тип двигателя.
- Тактность двигателя.
- Мощность двигателя.
- Количество цилиндров.
- Габаритные размеры и сухой вес.
- Длина дейдвуда или «ноги» мотора.
Отдельного внимания заслуживают способ запуска и управления, марка и гарантии производителя как факторы, обуславливающие комфорт использования и надежность эксплуатации.
Краткие рекомендации по выбору можно получить из видеообзора.
Тип двигателя лодочного мотора
На рынке представлены подвесные лодочные моторы с ДВС и электродвигателем. Наиболее популярен первый вариант. ПЛМ работают от бензина АИ-92 или АИ-95, позволяют развивать большую скорость и требуют от владельца только запаса топлива, который можно брать с собой. Некоторые производители, например Suzuki, выпускают модели, которые разрешают использование керосина.
Электромоторы тихи, экологически безопасны и актуальны для охраняемых природных зон. Они подходят для спокойных прогулок, нуждаются в подзарядке и не могут использоваться при дальних переходах. АКБ имеет большой вес. Комплект ПЛМ и АКБ с мощностью, аналогичной мощности ДВС, дороже бензинового мотора.
Тактность двигателя ПЛМ
Ключевые отличия 2-тактных и 4-тактных лодочных моторов обусловлены разной конструкцией.
Четырехтактные модели имеют впускные/выпускные клапаны, которые открываются поочередно и управляются распредвалом.
Плюсы:
- Экономичность за счет точной дозировки и полного сгорания топлива, малошумность, плавная работа на холостых и малых оборотах. Система смазки «мокрый» картер избавляет от необходимости готовить топливо-масляную смесь.
Минусы — цена, вес и дорогой ремонт.
Двухтактные модели имеют впускные/выпускные окна в цилиндре, которые открываются и закрываются за счет хода поршня. Мотор работает на смеси бензина и масла. Фазы частично перекрываются, при этом часть топлива выбрасывается с выхлопными газами.
- Простота конструкции и обслуживания за счет отсутствия клапанной группы и распредвала, лучшая динамика разгона, малый вес и низкая стоимость.
Минусы — увеличенное потребление бензина и масла, необходимость готовить смесь.
По мнению большинства водномоторников на форумах выбор 4-тактного ПЛМ оправдан при мощности свыше 40 л/с. Исключение составляют маломощные модели, которые используются в качестве дополнительного мотора.
Мощность подвесного лодочного мотора
Критериев выбора три. Это рекомендации производителя лодки, цели приобретения — неспешная рыбалка, длинные переходы с выходом на глиссирование, и наличие желания регистрировать мотор в ГИМС.
Общие рекомендации:
- До 3,5 л.с. Портативные моторы для одноместных лодок с навесным транцем и плоским дном, которые оптимальны при требованиях «только бы не грести» и хода в водоизмещающем режиме.
- От 5 до 15 л.с. Моторы для «комплектов эгоиста» и лодок длиной до 330 см, рассчитанных на 4 человек. Модели мощностью 5 л.с. способны вывести на глиссирование лодку с одним рулевым и позволяют развить скорость до 20 км/ч.
- От 15 до 30 л.с. Моторы для лодок повышенной мореходности длиной до 4,5 м и высокой грузоподъемности, рыбалки в компании и с большим количеством «шмурдяка».
- От 40 л.с. Моторы для лодок с жестким корпусом, РИБов, катеров, длительных переходов и коммерческого использования.
Для приблизительного расчета и покупки «с запасом» нужно знать, что для выхода в режим глиссирования необходимо иметь 1 л.с. на 30 кг веса.
Не стоит превышать разрешенную производителем лодки мощность. Плавсредство не зарегистрируют в ГИМС. Вес мотора увеличивается пропорционально мощности, следовательно, возрастает нагрузка на лодку, ухудшается управляемость и снижается безопасность.
Регистрация и налоговая ставка
Лодки с моторами до 10 л.с. не требуют регистрации, поэтому у водномоторников особенно востребованы ПЛМ на 9,8-9,9 л.с. — Tohatsu, Yamaha, Mercury, Suzuki. Многие выбирают их с целью дальнейшего «раздушивания», но нужно учитывать стоимость деталей и риск лишиться гарантии.
Налоговая ставка зависит от мощности.
- На лодки с моторами до 100 кубов — 10 рублей за 1 л.с.
- На лодки с моторами свыше 100 кубов — 20 рублей за 1 л.с.
Количество цилиндров двигателя
Лодочные моторы отличаются количеством цилиндров, число которых варьируется от одного до шести. Конфигурация двигателя во многом определяет его мощность и сбалансированность.
Маломощные двигатели имеют от одного до трех цилиндров, уступают в плавности хода. Мощные рядные четырех- или шестицилиндровые моторы хорошо сбалансированы, демонстрируют низкий уровень шума и вибраций.
Размеры и вес подвесного мотора
Масса и габариты мотора подбираются, исходя из грузоподъемности лодки и личных требований. Легкие модели оптимальны для небольших надувных и алюминиевых лодок. Они компактны и удобны при транспортировке, особенно при наличии рукоятки для переноски, перевозятся в багажнике, пикапе или фургоне.
Тяжелые моторы сложны в перемещении. Их рационально приобретать для стационарной установки и круглогодичной эксплуатации без консервации на зиму, или хранения вблизи причала.
Двух- и четырехтактные модели малой мощности 2,5-15 л.с. весят от 13 до 46 кг. Среднекубатурные моторы на 30-60 л.с. имеют сухой вес от 50 до 100 кг.
Длина дейдвуда ПЛМ
Длина «ноги» должна соответствовать высоте транца. Это важно для ходовых качеств лодки и длительной беспроблемной эксплуатации ПЛМ.
Моторы могут иметь четыре варианта дейдвуда:
- S — 381 мм
- L — 508 мм
- X — 635 мм
- XX или U — 762 мм
Если установить мотор слишком высоко, он будет бить гребным винтом воздух. Это приводит к перегреву и повреждениям. Низкая установка приводит к увеличению сопротивления в воде, из-за чего лодка теряет в скорости.
Запуск и управление лодочным мотором
Системы запуска и управления определяют комфорт использования и стоимость. Наиболее простые маломощные моторы имеют тросовый стартер и румпельную рукоятку. Пуск двигателя и управления выполняются только в ручном режиме.
Второй по сложности вариант — наличие электростартера и/или вынесенного пульта. Моторы отличаются легким пуском без усилий и удобным управлением за счет дистанционного переключения передач.
ПЛМ от известных производителей, например Honda, оснащаются многофункциональным румпелем. На его рукоятке расположены все кнопки и рычаги для переключения передач, подъема/опускания и панель с сигнализаторами.
Ведущие бренды и китайские моторы
Если при покупке лодочного мотора на первое место выходит стоимость, то приходится выбирать между известными производителями и китайскими брендами.
Самые популярные движки на лодки — японские и американские Mercury, Suzuki, Honda, Yamaha мощностью до 15 л.с. Они надежны, практически не теряют в мощности даже после 5 лет интенсивной эксплуатации. Ведущие компании не экономят на качестве комплектующих, поэтому предоставляют гарантию до 3 лет. Десятки сервисных центров исключают проблемы с обслуживанием и запчастями.
Из хорошего Китая выделяются Hidea, Parsun и HDX, которые чаще приобретаются начинающими как первый мотор при переходе с весел. Они собираются в заводских условиях на основе снятых с производства японских моделей, отличаются неплохим качеством сборки и комплектующих. Мелкие недочеты нивелируются низкой стоимостью. Гарантийный срок у китайских моторов в пределах 1-2 лет, при ремонте можно использоваться японские запчасти.
Покупать ли лодочные моторы б/у
Приобретение бывшего в эксплуатации мотора — лотерея. С одной стороны она дает возможность купить модель высокого уровня дешевле, чем в магазине. С другой стороны — истинной причиной продажи может быть неудовлетворительные состояние и работа.
Основное правило — диагностика в сервисном центре. Если это невозможно, то мотор обязательно заводится при покупке или проверяются зажигание, компрессия, полости цилиндров, герметичность редуктора и гребной вал.
Правильно выбранный ПЛМ позволяет развивать нужную скорость с полной нагрузкой и удобен в использовании. После определения требований к мощности, тактности, весу и цене остается проверить наличие поблизости сервисного центра, от которого будут зависеть сроки обслуживания и поставки запчастей.